Ликвидация разливов нефтепродуктов по-новому

Интервью для журнала "Безопасность зданий и сооружений" (№1, 2021)

В прошлом году было принято Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2020 г. № 2124 «Об утверждении требований к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов». Какова цель его принятия? Какие проблемы оно решает и какие вопросы еще остались? Какие новые требования оно вводит для аварийно-спасательных служб? Об этом мы побеседовали с Председателем совета директоров АО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций», экс-заместителем Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, генерал-полковником Геннадием Короткиным.

Геннадий Алексеевич, расскажите об «ЭКОСПАС». Каковы его основные задачи, материально-техническая оснащенность, численность?

Акционерное общество «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (АО «ЦАСЭО»), работающий под зарегистрированным знаком «ЭКОСПАС», основан в 1998 году в соответствии с решением Правительственной межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по инициативе МЧС, Минтранса, Минэнерго, Минприроды России и крупнейших нефтегазодобывающих, перерабатывающих и транспортирующих компаний. Исторически «ЭКОСПАС» создавался для ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов, но в ходе осуществления своей профессиональной деятельности стал лидером в области оказания аварийно-спасательных услуг, сформировав развитую структуру профессиональных формирований. Сегодня «ЭКОСПАС» обеспечивает аварийно-спасательную готовность не только по аварийным разливам нефтепродуктов, но и по газоспасению, пожарной безопасности и другим видам работ.

Мы уже более 20 лет предоставляем услуги аварийно-спасательной готовности предприятиям, эксплуатирующим опасные производственные объекты в соответствии с Федеральным законом № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Закон направлен на предупреждение аварий и обеспечение готовности юридических лиц к локализации и ликвидации их последствий. Компания сегодня представляет собой отлаженный механизм, 24 часа в сутки готовый к оперативному реагированию. В ее состав входят 70 подразделений, действующих на всей территории России, структурно охватывающих всю сеть российских железных дорог, наш основной стратегический партнер – ОАО «РЖД». Это очень объемная задача, мы обязаны ежедневно контролировать каждый километр железных дорог. Система построена так для того, чтобы максимально охватить все регионы, в которых имеются потенциальные риски и угрозы.

По сравнению с железной дорогой, нефтехранилища и заводы обслуживать легче так, как это точечные объекты. Мы хорошо знаем ситуацию на каждом из них, можем прогнозировать возможные чрезвычайные ситуации, проводить профилактические мероприятия, в установленных законодательством временных рамках и реагируя на возможные вызовы.

При этом мы адаптируем каждое свое подразделение непосредственно к географии и климату обслуживаемого региона. Так, например, мы полностью обслуживаем шельфовые проекты по добыче нефти и газа около острова Сахалин. Там у нас задействовано порядка 150 человек, подразделение укомплектовано современной техникой, соответствующей экипировкой, наши специалисты прошли не только специализированную, но и языковую подготовку – они хорошо владеют иностранными языками. А силы и средства, например, в Краснодарском крае имеют другие особенности, в условиях Крайнего Севера - третьи.

Еще одна сфера нашей деятельности – экологический контроль системы трубопроводов, которых у нас без малого 500 тысяч километров. Причем в условиях потепления климата, которые сегодня имеют место, риски возникновения аварий существенно возрастают. На севере страны – в Республике Саха (Якутия), в Ханты-Мансийском и Ненецком автономных округах тает вечная мерзлота, в которой проложены трубопроводы, и поведение грунтов трудно предсказать. Они «играют», и это может разрушить трубопроводную систему и привести к экологической катастрофе. Ученые уже много лет работают над тем, чтобы научиться предсказывать такие чрезвычайные ситуации.

У нас подписаны соглашение о сотрудничестве и договоры на привлечение авиации, транспорта, плавсредств и другой необходимой техники с МЧС России. В целях оперативного обмена информацией и реагирования на чрезвычайные ситуации «ЭКОСПАС» имеет соответствующие соглашения и регламенты по взаимодействию и информационному обмену с Национальным центром управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России. Деятельность всех ПАСФ АО «ЦАСЭО» согласовывается с региональными ГУ МЧС России. Представители подразделений АО «ЦАСЭО» в регионах присутствия включены в состав Комиссий по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности субъектов РФ. «ЭКОСПАС» привлекают на различные мероприятия - спасательные работы, учения, конференции, соревнования. Если что-то случается масштабное, то действуем сообща с МЧС России.

Основная наша задача – не допустить ЧС. Но это зависит не только от нашей службы, но и в огромной степени от бизнеса, от его ответственного отношения к необходимым мерам профилактики аварий. Ведь на предприятии, где своевременно проведена модернизация, ремонтно-восстановительные работы, чрезвычайные ситуации маловероятны. А вот если бизнес на них экономит, тогда возможна любая ЧС с тяжелыми последствиями, вплоть до человеческих жертв.

Численность нашей компании – более 2000 спасателей. Все они проходят специальную подготовку. У нас имеется учебно-методический центр с сильным профессорско-преподавательским составом, где мы производим обучение наших спасателей и специалистов. После обучения все они получают книжку спасателя, проходят аттестацию, после чего они имеют право заниматься профессиональной деятельностью. Руководство компании в основном состоит из бывших сотрудников МЧС России, обладающих большим опытом работы именно в чрезвычайных ситуациях.

С чем связано принятие Постановления Правительства РФ от 16 декабря 2020 г. № 2124 «Об утверждении требований к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов», какие задачи оно призвано решить?

Изначально совместно с Национальной ассоциацией спасательных и экологических организаций (НАСЭО) наша компания стала инициатором гармонизации законодательства, регулирующего вопросы экологической безопасности на суше и на море. Ведь не секрет, что ранее внимание общественности и органов власти уделялось только обеспечению безопасности работ с нефтью и нефтепродуктами на море. Это было связано с катастрофой, которая случилась в Мексиканском заливе более 10 лет назад. В 2010 году в 80 км от побережья залива произошел взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon, следствием которого стал крупнейший в истории США разлив нефти, превративший аварию в одну из крупнейших техногенных катастроф по негативному влиянию на экологическую обстановку. В результате аварии в Мексиканский залив вылилось около 5 миллионов баррелей нефти, а нефтяное пятно достигло площади 75 тысяч квадратных километров.

В России тогда были быстро приняты все необходимые законы и подзаконные акты по охране морских акваторий. А действовавшие на тот момент нормативно-правовые акты на сухопутной территории и внутренних водных объектах позволяли совершенно не подготовленным компаниям, имевшим необходимое оснащение и спасателей только на бумаге, осуществлять аварийно-спасательные работы на крупных предприятиях. Предприятия выбирали такие компании для аварийно-спасательного обслуживания только из-за минимальной цены и необходимости соблюсти формальность. А в результате происходили аварии, ликвидировать которые должным образом не удавалось.

Единственный выход из этой ситуации был связан с ужесточением требований к аварийно-спасательным формированиям. Необходимы были также изменения в законодательстве об охране окружающей среды. Мы активно выступали за их принятие и участвовали в разработке соответствующего законопроекта. Он более 5 лет готовился и два года находился на рассмотрении Государственной Думы.

Но вот 29 мая 2020 года вблизи Норильска случилась новая экологическая катастрофа – чрезвычайная ситуация федерального масштаба, когда при разгерметизации нефтехранилища с дизельным топливом на ТЭЦ-3 в Кайеркане вылилось более 20 тысяч тонн топлива, попавшего в реки Амбарная и Далдыкан. Это стало одним из крупнейших разливов нефтепродуктов в арктической зоне за всю историю России.

Только после этого, по срочному поручению Президента России Владимира Путина, органы власти наконец-то активизировали работу и был принят Федеральный закон от 13.07.2020 N 207-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который усиливает ответственность руководителей за обеспечение экологической безопасности и дает больше возможностей контрольно-надзорным органам.

В развитие этого закона принято Постановление Правительства № 2124, утвердившее требования к силам и средствам аварийно-спасательных формирований в зависимости от того, какого уровня разлив нефти необходимо локализовать и ликвидировать последствия. В постановлении приводится таблица, в которой устанавливаются нормы по количеству спасателей, техники и оборудования в соответствии с объемом разлива нефти и нефтепродуктов. Всего выделено пять групп: разлив 100 т, 500 т, 1000 т, 5000 т и свыше 5000 тонн.

Законодательство предписывает руководителям предприятий, имеющих дело с нефтью и нефтепродуктами, разрабатывать и утверждать план ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а также работать с такими специализированными компаниями, как «ЭКОСПАС», на договорной основе, либо иметь собственное аварийно-спасательное формирование. Но последнее обычно экономически не выгодно. Согласно Постановлению Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2451 "Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти…" переработан порядок согласования такого плана. Прежде для этого использовались разные способы, вплоть до коррупционных. Теперь в документе конкретизировано, что комплексные учения и согласование плана должны проводится эксплуатирующей организацией с участием представителей территориальных органов МЧС, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Росморречфлота (если объект расположен на внутренних водных путях), органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территориях которых расположен объект эксплуатирующей организации, и представителей аварийно-спасательных служб (формирований), с которыми заключены договоры на обслуживание объектов. По результатам учений совместная комиссия выносит заключение о принятии / непринятии плана.

Как новые требования, прописанные в ПП № 2124, повлияют на деятельность аварийно-спасательных формирований? Не повлекут ли указанные изменения дополнительные расходы на содержание, аттестацию и оснащение аварийно-спасательных служб? Какие положения этого документа трудно реализовать на практике?

Это постановление крайне тяжелое для аварийно-спасательных формирований. Оно и финансовоемкое, и технически сложное. В документе прописаны требования как в части численности спасателей, так и в части количества и параметров оборудования.

Кроме дооснащения, постановление обязывает нас также произвести аттестацию формирований на новый вид аварийно-спасательных работ, прописанный в документе – «ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

Как будем выходить из этой ситуации? У нас разработан план поэтапной аттестации. Первым этапом мы аттестуем четыре ключевых аварийно-спасательных формирования, обслуживающих Сахалинскую, Тюменскую области, Краснодарский край и промышленную зону Урала. Постановлением правительства нам дан очень короткий переходный период, чтобы адаптировать свои подразделения к требованиям этого документа – мы обязаны это сделать в срок до сентября 2021 года, когда оно вступит в действие. Поэтому сейчас мы готовим письмо на имя Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, где будем просить увеличить переходный период.

Планируется ли в 2021 году дооснащение компании «ЭКОСПАС» необходимым оборудованием? Какое финансирование предусмотрено на эти цели?

Мы провели расчеты затрат, которые понесет компания, чтобы полностью соответствовать требованиям ПП № 2124. Получилось, что почти на каждое из 70 подразделений мы должны потратить примерно 50 миллионов, и это, если оно будет работать только на суше. А если учитывать объекты в морских водах, то, как минимум, в два раза больше, потому что придется дополнительно приобретать целый комплекс: дополнительные плавсредства, боновые заграждения, скиммерную технику, а также расходные материалы, например, сорбенты. Все вместе - это имеет серьезную стоимость.

Требования предъявляются серьезные, и даже нашей компании придется дооснащаться. Но это необходимо для того, чтобы аварийно-спасательная готовность обеспечивалась на высоком уровне. Если и мы и другие аварийно-спасательные формирования выполним требования этого постановления, то конкурентная среда оздоровится, на рынке останутся только эффективные аварийно-спасательные подразделения, соответствующие всем требованиям, а по ряду показателей российские аварийно-спасательные формирования выйдут на международные стандарты.

Добавляет проблем то, что, к сожалению, в России пока нет разработчиков спецтехники для спасательных работ, многое приходится приобретать за рубежом. У нас в стране не создана, к сожалению, аварийно-спасательная промышленность. Это серьезный вопрос. Но, тем не менее, мы находим то, что нужно, у нас есть своя ремонтная база, сами что-то производим, например, боны, якорные системы, установки по термической деструкции.

Я хочу отдать должное нашим спасателям: все они замечательные парни, работающие не за страх, а за совесть. То, что мы не можем получить технологически, мы компенсируем своим героизмом и мужеством, что в мирное время не так уж и хорошо. Вот сейчас в сотрудничестве с МЧС России большое внимание уделяем проекту по использованию беспилотной техники, которая производит разведку и своевременное информирование.

Вы сказали, что Постановление правительства № 2124 положительно в конечном итоге воздействует на аварийно-спасательную систему, но для его выполнения нужны крупные расходы. Что перетягивает, позитив или негатив?

Я считаю, что прежде всего мы должны думать о качестве предоставляемых услуг. Да, мы переживаем сейчас трудный период, но его надо пройти, надо дооснаститься, доучиться, доукомплектоваться, чтобы спокойно и ответственно работать дальше. Причем, в результате выполнения требований Постановления правительства № 2124 услуги большинства профессиональных аварийно-спасательных формирований неизбежно подорожают, и это, в большинстве случаев, потребует дополнительных расходов и со стороны заказчиков. К этому они должны быть готовы уже сейчас. Поэтому отвечу так: постановление очень полезное и необходимое. Да, проблемы есть, но мы их решим в рабочем порядке.


Подробнее об этапах ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов можно прочитать здесь.

26.04.2021