Предупреждение и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов на морских акваториях и территории

С 20 по 22 сентября 2022 года в городе Новороссийск Краснодарского края состоялась III межотраслевая конференция «Государственное регулирование в области предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на морских акваториях и территории Российской Федерации». На конференции обсудили практическое применение новых нормативно-правовых актов в области локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на море, внутренних водных путях и сухопутной территории, поделились методами ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов.

От ЭКОСПАС выступили начальник Отдела организации аварийно-спасательных работ Вадим Никулинский с презентацией на тему «Особенности проведения работ по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на суше» и исполняющий обязанности начальника отдела оперативно-технической и проектной документации Олег Куликов с презентацией на тему «Практический опыт разработки и согласования ПЛРН на территории Российской Федерации».

Вадим Никулинский рассказал о практическом опыте проведения мероприятий по ликвидации последствий разлива мазута на примере крушения грузового поезда с мазутом на станции Новки-1 во Владимирской области. Были показаны видеосюжеты РЖД-ТВ о проведении работ по сбору мазута ЭКОСПАСом, а также наглядное сравнение "до и после" рекультивации. 

"Как показала практика, при ликвидации последствий разлива нефтепродукта на суше, наиболее эффективным методом является - механический сбор. Его наибольшая эффективность достигается в первые часы после разлива. Поэтому наши 70 подразделений, расположенные по всей территории России, всегда готовы оперативно выдвинуться на место ЧС и приступить к к проведению работ по локализации и ликвидации нефтеразливов", - отметил Вадим Никулинский. 

Олег Куликов в своем выступлении обратил внимание участников конференции на неоднозначные моменты в действующем законодательстве относительно требований к Планам ЛАРН.

"Надзорные органы не закрепили в законодательстве единую позицию для АЗС, КАЗС, автоцистерн, железнодорожных подвижных составов, магистральных трубопроводов, а также для поисковых, разведочных и эксплуатационных скважин. 19 августа 2022 года эти вопросы были озвучены на восьмом ежегодном Международном военно-техническом форуме «Армия-2022», где ЭКОСПАС выступил на «круглом столе», посвященном обсуждению проблемных вопросов в рамках выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ. По итогам круглого стола было решено: рекомендовать Минприроды России - конкретизировать объекты, для которых обязательна разработка Планов ЛАРН, и подготовить разъяснения по вопросу возможности разработки единого Плана ЛАРН для однотипных объектов; рекомендовать Росприроднадзору - учесть предложения эксплуатирующих организаций по минимизации количества Планов ЛАРН, разрабатываемых для железнодорожных подвижных составов, для магистральных трубопроводов, а также для поисковых, разведочных и эксплуатационных скважин", - рассказал Олег Куликов.

Напомним, к настоящему моменту, ЭКОСПАС уже имеет опыт разработки ПЛАРНов по новым правилам и успешного проведения комплексных учений на крупнейших объектах страны – на резервуарных парках нефтегазовых компаний, объектах Росрезерва, энергетических компаний и в крупнейших морских портах.

Особое внимание участников конференции привлекла выставка автомобилей, организованная ЭКОСПАС. Все желающие могли ознакомиться со специально спроектированными по заказу ЭКОСПАС, ЛАРН-автомобилем и газоспасательным автомобилем. Автомобили изготовлены для выполнения требований оснащения АСС и АСФ согласно Постановлению Правительства РФ от 16 декабря 2020 г. N 2124 "Об утверждении требований к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов". О преимуществах работы на таких аварийно-спасательных автомобилях и об особенностях ЛАРН-оборудования всем интересующимся рассказывал руководитель Новороссийского аварийно-спасательного отряда ЭКОСПАС Сергей Грецкий.

В заключительный день конференции - 22 сентября, участники ознакомились образцами аварийно-спасательного оборудования для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на морских акваториях, имеющегося в составе сил и средств Азово-Черноморского филиала ФГБУ «Морская спасательная служба».

По результатам конференции будут направлены обращения в органы исполнительной и законодательной власти, осуществляющих выработку государственной политики в соответствующей области, с предложениями участников конференции по совершенствованию законодательства РФ и повышению эффективности его применения. 

Все участники конференции получили удостоверения о повышении квалификации по теме "Государственное регулирование в области предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на морских акваториях и территории Российской Федерации".

23.09.2022