ПЛАРН, ППЛРН, ПЛРН. Разработка Планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в 2022 году
АО «Центр аварийно-спасательных и экологических операций» (зарегистрированный товарный знак ЭКОСПАС®) уже более 24 лет оказывает услуги в области обеспечения экологической, промышленной и пожарной безопасности. Свыше 70 территориальных подразделений и филиалов по всей стране и прочные контакты с МЧС РФ, Ростехнадзором, Морспасслужбой, ОАО «РЖД», авиа- и автотранспортными компаниями позволяют оперативно реагировать на любые возникающие чрезвычайные ситуации в любой точке России и обеспечивать экологическую и промышленную безопасность. Компания «ЭКОСПАС» имеет все необходимые лицензии и свидетельства об аттестации на право ведения всех видов аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на суше, море и внутренних водах на всей территории России.
Одним из видов услуг в области промышленной безопасности является разработка Планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее – План ЛРН). Об особенностях разработки Плана ЛРН мы и поговорим в этой статье.
С 1 января 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2020 № 207-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законом вводятся новый порядок организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации. Кроме того, с 1 января 2021 г. признаны утратившими силу:
- постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» (вместе с "Основными требованиями к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов");
- постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 № 1189 «Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (вместе с "Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации");
- приказ МЧС России от 28 декабря 2004 № 621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».
В настоящее время основным нормативным правовым актом, устанавливающим требования к содержанию Плана ЛРН, является постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». При этом ряд положений, регулируемых данным нормативно-правовым актом, и в первую очередь, о разработке и утверждении Планов ЛРН − требуют доработки и уточнения.
1. На какие объекты требуется разработка Плана ЛРН?
Критерии определения объектов, эксплуатация которых допускается при наличии Плана ЛРН, установлены пунктами 4 и 7 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод РФ и территориального моря, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2451, и исходят из максимальных расчетных объемов разливов нефти и нефтепродуктов.
Максимальным расчетным объемом разливов нефти и нефтепродуктов для объектов является:
• свыше 3 тонн и более нефтепродуктов – для объектов, расположенных на сухопутной части территории Российской Федерации;
• свыше 0,5 тонн и более нефтепродуктов – для объектов, расположенных (эксплуатируемых) на поверхностных водных объектах (включая их водоохранные зоны), за исключением морей и их отдельных частей.
Данные правила применимы к объектам, связанным с обращением именно нефти и нефтепродуктов, а государственный стандарт «ГОСТ 26098-84. Нефтепродукты. Термины и определения» содержит исчерпывающий перечень веществ, относящихся к нефтепродуктам.
2. Уровни Плана ЛРН в 2022 году так и остались?
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2451 уровни плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов отменены.
Теперь План ЛРН разрабатывается, согласовывается в Росприроднадзоре, проводятся комплексные учения по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации разливов нефти и нефтепродуктов и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с участием представителей территориальных органов МЧС РФ, Росприроднадзора, Ростехнадзора и Росморречфлота, если объект, расположен на внутренних водных путях, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на территориях которых расположен объект эксплуатирующей организации, а также представителей аварийно-спасательных служб (формирований), с которыми заключены договоры на обслуживание объектов. По результатам проведения комплексных учений в день их окончания комиссия готовит заключение. При наличии заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вынесенного по результатам комплексных учений, план ЛРН утверждается эксплуатирующей организацией, после чего направляется вместе с уведомлением об утверждении Плана ЛРН в территориальные органы МЧС РФ, Росприроднадзора, Ростехнадзора и Росморречфлота, если объект, расположен на внутренних водных путях.
3. На какие объекты требуется индивидуальный План ЛРН, а когда достаточно одного Плана ЛРН на группу объектов?
На основании консультаций, полученных от специалистов Росприроднадзора, отдельные Планы ЛРН разрабатываются для следующих групп объектов:
▪ для группы опасных производственных объектов, расположенных на огороженной территории на расстоянии менее 500 метров друг от друга. Например, нефтеперерабатывающий завод;
▪ для каждого нефтяного месторождения;
▪ эксплуатирующей организации:
- обслуживающей несколько нефтяных месторождений, расположенных недалеко друг от друга на огороженной территории;
- обслуживающей группу месторождений в одном субъекте РФ.
4. Как происходит взаимодействие с аварийно-спасательными формированиями?
Эксплуатирующей организацией должны быть проведены комплексные учения по сценарию Плана ЛРН с участием представителей территориальных органов МЧС РФ, Росприроднадзора, Ростехнадзора, Росморречфлота (если объект расположен на внутренних водных путях), органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территориях которых расположен объект эксплуатирующей организации, и представителей аварийно-спасательных служб (формирований), с которыми заключены договоры на обслуживание объектов.
Согласно пункту 6 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" План ЛРН утверждается эксплуатирующей организацией при условии наличия:
- согласования Росприроднадзора;
- заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вынесенного по результатам комплексных учений по подтверждению готовности этой эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
В Плане ЛРН должна содержаться информация о составе и порядке действий сил и средств собственных или привлеченных на договорной основе аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти
и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, с приложением копии документов об аттестации собственных и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб (формирований).
Отдельно отметим, что с 2021 года в свидетельстве аварийно-спасательных служб (формирований) на право ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен быть прописан максимально возможный объем разлива, с которым им разрешено работать (до 100, 100-500, 500-1000, 1000-5000, свыше 5000 тонн).
Такая градация введена с 1 января 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. N 2124 "Об утверждении требований к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов" и Приказом Министерства транспорта РФ от 27 ноября 2020 г. N 523 “Об утверждении Требований к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации”.
Также в указанных выше документах перечислены необходимые для аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований оборудованные виды автотранспортных и плавсредств, средства индивидуальной защиты, средства связи, средства оказания первой помощи, средства для устранения утечек химически опасных веществ, гидравлические инструменты, оборудование ЛАРН, средства для проведения дегазации и многое другое.
Кроме того, у аварийно-спасательного формирования должно быть отдельное помещение, где можно нести дежурство, обеспечивать связь с органами управления и обслуживаемыми объектами, система оповещения личного состава. Необходимы также помещения для хранения оборудования и места для размещения транспорта.
Самое важное в работе спасателей – знания, опыт и практика, без которых очень сложно оперативно и качественно устранить чрезвычайную ситуацию. Поэтому при выборе аварийно-спасательной службы и (или) аварийно-спасательного формирования эксплуатирующей организации важно убедиться, что его спасатели прошли соответствующую подготовку в виде учений и тренировок, а также регулярно участвуют в аналогичных мероприятиях для повышения квалификации. Для проверки аварийно-спасательной службы и (или) аварийно-спасательного формирования наряду с лицензиями, свидетельствами, паспортом и табелем минимального технического оснащения необходимо запросить список учений, в которых они участвовали за последний год и также проверить опыт по конкретному виду аварийно-спасательных работ (например, по ЛАРН).
Однако, ничто не заменит реального опыта работы по локализации и ликвидации последствий ЧС, поэтому при прочих равных стоит отдавать предпочтения аварийно-спасательной службе и (или) аварийно-спасательному формированию, обладающим реальным практическим опытом работы на инцидентах, авариях, чрезвычайных ситуациях.
Большую роль в ликвидации чрезвычайных ситуаций играет расстояние и, соответственно, время реагирования. Когда случается авария, на счету каждая минута и каждый час – ведь чем быстрее на место ЧС прибудут спасатели, тем быстрее удастся локализовать аварию, и меньший вред будет нанесен не только объекту, но и людям, находящимся на нем, и окружающей среде. Поэтому лучше всего выбирать аварийно-спасательную службу и (или) аварийно-спасательное формирование с развитой сетью филиалов и подразделений, наиболее близко расположенное к объекту, широкими транспортными связями и возможностью максимально оперативного реагирования. Кроме того, аварийно-спасательная служба и (или) аварийно-спасательного формирование должно обеспечивать несение круглосуточной готовности к выполнению аварийно-спасательных работ.
При выборе профессионального аварийно-спасательного формирования или службы для локализации или ликвидации последствий разлива нефти и нефтепродуктов необходимо:
- Проверить Свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ на наличие необходимых разрешенных видов аварийно-спасательных работ, а также состав аттестованных подразделений на оборотной стороне свидетельства;
- Убедиться в наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности. Особенно внимательно необходимо изучить приложение к лицензии с наименованиями, классами и видами отходов и сверить ее с веществами, используемыми на Вашем предприятии;
- ПАСФ должно иметь собственный полигон или договор аренды полигона для вывоза отходов;
- Проверить дату создания и уставной капитал юридического лица;
- Перед заключением договора осмотреть технику и оборудование для локализации и ликвидации разлива. Добросовестным формированиям нечего скрывать, и они всегда готовы продемонстрировать свое оснащение;
- Проверить место реальной дислокации ПАСФ, а также реально возможное время реагирования на полученный экстренный вызов. Время на локализацию разливов нефти и нефтепродуктов не должно превышать: 6 часов на суше и 4 часов на водных объектах;
- Изучить состав сил ПАСФ. Чем больше количество спасателей 3-го, 2-го и 1-го класса, тем профессиональнее и качественнее будут оказаны услуги;
- • Изучить возможность наращивания сил и средств ПАСФ (эшелонирования) в случае необходимости;
- Изучить информацию о качестве проведенных ранее учений и тренировочных занятиях ПАСФ на объектах других заказчиков;
- Изучить информацию о системе профессиональной подготовки и системе обучения спасателей ПАСФ. Проверить планы профессиональной подготовки спасателей на месяц, ведомости и видео проверки выполнения нормативов по физической подготовке спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя;
- Самостоятельно позвонить в оперативно-дежурную службу ПАСФ в ночное время/праздничные/выходные дни и задать вопросы о порядке выполнения работ в случае ЧС, чтобы оценить профессионализм дежурного и организацию круглосуточного взаимодействия с заказчиками в целом.
5. В каких случаях требуется государственная экологическая экспертиза?
С полным списком объектов, которым требуется государственная экологическая экспертиза можно ознакомиться в ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". Кроме того, согласно ст. 34 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" к ним относятся объекты, расположенные во внутренних морских водах и в территориальном море.
В п.4 ст.34 Федерального закона N155-ФЗ указано, что объектом государственной экологической экспертизы также является план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренный статьей 16.1 данного Федерального закона, за исключением плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков). В случае, если план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является составной частью проектной документации, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством о градостроительной деятельности и положительное заключение государственной экологической экспертизы которой имеется, наличие отдельного положительного заключения государственной экологической экспертизы указанного плана не требуется." А если говорить простыми словами, государственная экологическая экспертиза чаще всего требуется для опасных производственных объектов I класса опасности.
6. Требуется ли обновлять План ЛРН в 2021 году?
Планы ЛРН введенные в действие до 1 января 2021 года продолжают свое действие до дня истечения срока их действия или до дня утверждения новых планов.
Но с 1 января 2024 года все организации должны уже работать по Планам ЛРН, разработанным и утвержденным согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2451.
7. Какая ответственность в данной области предусмотрена законодательством?
Недавно Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон от 21.12.2021 № 419-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Теперь за «представление на согласование планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, содержащих заведомо недостоверные сведения», а также отсутствие системы связи и оповещения о разливах нефти и нефтепродуктов или финансового обеспечения для проведения спасательных работ грозят следующие штрафы:
• должностным лицам: от 10 тыс. до 30 тыс. руб. (повторное правонарушение — от 50 тыс. до 100 тыс. руб.);
• индивидуальным предпринимателям: от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (повторное правонарушение — до 60–80 тыс. руб.);
• юридическим лицам: от 100 тыс. до 300 тыс. руб. (повторное правонарушение — до 300–500 тыс. руб.).
Что немаловажно, штрафы за не оповещение властей о разливах нефти и нефтепродуктов может накладываться административное приостановление деятельности на срок до 90 суток:
• должностным лицам: от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (повторное правонарушение — до 30–60 тыс. руб.);
• индивидуальным предпринимателям: от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (повторное правонарушение — от 100 тыс. до 200 тыс. руб.);
• юридическим лицам: от 150 тыс. до 500 тыс. руб. (повторное правонарушение — от 500 тыс. до 1 млн руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
ПРЕИМУЩЕСТВА КОМПАНИИ ЭКОСПАС
АО «ЦАСЭО» («ЭКОСПАС») готово оказать комплексную услугу: мы и разрабатываем Планы ЛРН, и сопровождаем их согласование и утверждение с надзорными органами. А наша профессиональная аварийно-спасательная служба сможет достойно показать себя на комплексных учениях по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, нести аварийно-спасательную готовность на объекте и выполнить все мероприятия, предусмотренные Планом ЛРН и договором с заказчиком по предупреждению, локализации и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
АО «ЦАСЭО» оказывает услугу «под ключ», и заказчику не о чем беспокоиться!